Что такое климат контроль в автомобиле
Что такое климат контроль в автомобиле

Немаловажным критерием при выборе автомобиля является уровень его комфорта. В современных автомобилях кондиционеры сменила система климат-контроля. Она поддерживает в салоне заданную температуру и влажность в автоматическом режиме. Какие бывают разновидности климат-контроля, устройство системы, как им пользоваться, в чем преимущества? На эти вопросы мы ответим в данной статье.

Что такое климат-контроль (КК)

Система климат-контроля состоит из кондиционера, механизма фильтрации воздуха и отопительного устройства. Специальные датчики системы приводит в действие электронный блок управления. Эти комплектующие оптимизируют все климатические показатели салона. Кроме поддержания заданного уровня температуры и влажности, многие системы климат-контроля, регулируют интенсивность потоков воздуха и очищают загрязненный воздух. Современные КК способны учитывать влияние солнечного освещения на температуру в салоне, и обеспечивать действительно высокий уровень комфорта.

Система климат-контроля обеспечивает комфорт водителю и пассажирам, не зависимо от температуры на улице. Климатическое устройство работает в автоматическом режиме, считывая информацию с датчиков. Водителю, или пассажиру, необходимо только задать первоначальные оптимальные параметры.

Типы климат-контроля

Типы климат-контроля

В зависимости от класса, автомобили оборудуются различными системами климат-контроля. Они отличаются по мощности, удобству контроля, наличию дополнительных режимов.

Каждый человек по своему воспринимает тепло и холод. Климатические системы могут создать индивидуальную зону комфорта для каждого пассажира, разбив климат в салоне на зоны. На этом основана основная классификация систем КК :

  • Обычный тип климат-контроля, работающий в общей зоне всего салона. Это самая простая система. Параметры регулируются в зоне водителя и переднего пассажира. Такой же воздух подается в область задних сидений

  • 2-х зонный тип климатической системы. Он позволяет создать комфортные условия для водителя и переднего пассажира индивидуально. Максимально допустимая разница температур составляет 3-4 градуса.

  • 3-х зонный тип климат-контроля. Индивидуальные условия, помимо зоны передних сидений, задаются и для пассажиров задних сидений.

  • 4-х зонный тип КК, устанавливает различную температуру в автомобиле, по четырем местам салона. Этот тип контроля чаще устанавливают на элитных автомобилях.

В автомобилях с многозонным климат-контролем, водитель может управлять всеми зонами. Это позволяет синхронизировать водительскую настройку температурного режима с пассажирскими. Многозонный климат-контроль осуществляется при помощи заслонок и воздуховодов. Они расположены в каждой части автомобиля. Датчики передают значения температур блоку управления. Блок регулирует угол закрытия заслонок, добиваясь нужных значений.
Климатические системы с тремя или четырьмя зонами, обеспечивают повышенный уровень комфорта, при этом значительно повышают стоимость автомобиля.

Устройство системы

Устройство системы климат контроль

Микроклимат салона автомобиля поддерживается за счет совместной работы систем кондиционирования, отопления и вентиляции. Обеспечивает работу этих систем электронный блок управления, через компоненты исполнительного узла.

Климатическая установка состоит из:

  • компонентов отопительного узла, включая радиатор отопления;

  • элементов системы вентиляции с вентилятором приточного воздуха;

  • системы кондиционирования воздуха, включая конденсатор, ресивер, испаритель и компрессор.

Составляющие системы управления разделены на три основных блока:

Группа датчиков

Они устанавливаются внутри и снаружи автомобиля. Их количество зависит от уровня сложности климатической установки. Перечислим датчики системы КК:

  • измерители температуры воздуха на улице;

  • сенсоры уровня солнечной активности и датчик положения солнца;

  • измерители выходной температуры;

  • потенциометры заслонок, которые фиксируют их положение;

  • датчики температуры испарителя и давления, они обеспечивают работу системы кондиционирования.

Считываемая датчиками информация преобразуется в электронные импульсы и поступает в ЭБУ.

Выходные температурные датчики измеряют показатели в салоне автомобиля. В многозонных системах климат-контроля их устанавливают больше, по количеству рабочих зон в автомобиле.

Электронный блок управления

Он, в считанные секунды, перерабатывает поступающие данные, создает команды, и передает их на исполнительные устройства. При поломке любого датчика, блок управления будет использовать то значение температуры, которое заложено у него в программе.

Исполнительные устройства

К ним относятся электродвигатель вентилятора приточного воздуха и приводы заслонок. Приводы могут быть механические и электрические. В климатическую систему входят следующие заслонки:

  • центральная;

  • входного потока воздуха;

  • обратной циркуляции;

  • температурного регулирования (в многозонных системах);

  • оттаивания стекол.

Заслонки обеспечивают правильную работу системы в целом. Они распределяют теплые и холодные потоки воздуха, в нужную часть автомобиля.

Водителю не обязательно знать все элементы системы климат-контроля. Главное — правильная эксплуатация системы и проведение профилактики неисправностей.

Как работает климат-контроль

Как работает климат-контроль

Работа климатических установок на разных автомобилях отличается в зависимости от программы, типа установки, количества датчиков, конструкции заслонок. Общая схема работы выглядит так:

  1. На пульте управления выставляется нужная температура.

  2. Происходит забор воздуха с улицы.

  3. Воздух, сквозь фильтр, поступает в климатическую установку. В радиаторе испарителя воздушные потоки охлаждаются и осушаются.

  4. Охлажденный воздух поступает в нагревательную часть. Радиатор нагревателя подключен к охлаждающей системе постоянно.

  5. Автоматическая заслонка регулирует нужное для подогрева количество воздуха.

  6. Холодный и горячий воздух смешивается и подается в воздуховоды, которые распределяют смешанный воздух по салону.

  7. Автоматические заслонки каналов подают воздух в разные точки салона.

При смешивании воздуха, система учитывает температуру в автомобиле и снаружи. Летом комфортные условия в салоне обеспечивает испаритель, а зимой - радиатор отопления.

Установка климатической системы

Климат-контроль — привередливая система, которой можно оборудовать не каждое авто. Для ее установки может потребоваться значительная доработка узлов и агрегатов.

Владелец автомобиля может установить полноценную систему, либо какую-то ее часть, для выполнения определенных функций, например, размораживания стекол. Установка климатического контроля, достаточно сложный процесс, требующий знаний в области механики и электроники. Если автовладелец уверен в своих силах, можно установить КК самостоятельно, не обращаясь к специалистам.

Устанавливать лучше систему климат-контроля из вариантов для своей модели автомобиля, но с более совершенной комплектацией. Такая установка лучше интегрируется с авто.

Оборудуя автомобиль климат-контролем, нужно установить следующие элементы:

  1. Электронный блок управления.

  2. Электропроводку. Предусмотреть выводы для подключения к ЭБУ и датчикам.

  3. Приводы с обратной связью. Механические приводы заменяются на электрические.

  4. Блок датчиков.

Установка системы на разных автомобилях имеет свои нюансы, общим является алгоритм действий:

  1. Все компоненты подключаются и настраиваются с помощью программы самого устройства.

  2. Координируется работа блока управления с заслонками и двигателем.

  3. Датчики реагируют на помехи от других электроприборов, поэтому их нужно экранировать.

  4. При установке электронного блока, необходима схема электропроводки. Нужно правильно «запитать» блок, чтобы не возникла дополнительная нагрузка на другие элементы авто.

  5. Проводится калибровка всей системы, чтобы приводы, датчики и блок работали единым механизмом.

Установка климатического контроля кропотливый и трудоемкий процесс, но комфортная езда стоит потраченных усилий.

Климат-контроль не работает

Встроенная самодиагностика системы позволяет провести тестирование автомобиля, и выявить причину неисправностей. Самодиагностику и небольшой ремонт, владелец может провести самостоятельно, если у него есть нужные навыки. Но, если самодиагностика не предусмотрена комплектацией, лучше обратиться в автосервис.

Алгоритм проведения самодиагностики индивидуален для каждого автомобиля. В инструкции по эксплуатации можно посмотреть, как проводится процедура. Рассмотрим, какие виды ремонта автовладелец может произвести самостоятельно:

  1. При неработающем компрессоре, проверяется предохранитель. Он расположен в монтажном блоке под капотом авто. Часто перегорает вставка плавкая, которую нужно заменить. При ее повторном сгорании, нужно искать причину в электрической цепи.

  2. В вентиляторе могут окислиться контакты проводки. Их достаточно зачистить и промазать токопроводящей пастой.

  3. Могут износиться щетки двигателя, которые заменяются новыми.

  4. При обнаружении трещин на радиаторе кондиционера, его необходимо заменить, или отремонтировать на СТО.

  5. Часто причиной неисправности блока климат-контроля, становится отслаивание дорожек пайки. Припайка всех разъемов, контактов экрана, ножек микросхемы устраняет эту проблему.

  6. Ремонт двигателя, привода заслонок - дело очень трудоемкое. В автомобиле установлено не меньше четырех заслонок, и существует более сотни их положений. Поэтому, лучше провести полную компьютерную диагностику системы, чтобы найти неисправный узел.

Следует помнить, что неквалифицированный ремонт может повлечь зо собой еще большие повреждения и денежные затраты.

Профилактика неисправностей

Всякую поломку можно предотвратить или отсрочить, соблюдая правила эксплуатации. Чтобы как можно дольше наслаждаться комфортной ездой, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • ежегодно проверять герметичность системы, чтобы избежать вытекания хладагента;

  • периодически менять салонный фильтр;

  • ежемесячно очищать радиатор о пыли;

  • своевременно проводить дозаправку хладагента;

  • проверять работу электронного блока;

  • периодически чистить вентиляцию салона;

  • включать и отключать систему за минуту перед запуском и остановкой мотора.

Желательно доверять ремонт и обслуживание автомобиля специалистам.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим положительные и отрицательные стороны наличия системы климатического контроля.

Преимущества:

  • повышенный комфорт в салоне;

  • автоматический режим работы не отвлекает водителя;

  • возможность пассажирам выбирать свою оптимальную температуру;

  • можно запрограммировать режимы самостоятельно;

  • стекла не запотевают;

  • быстрое оттаивание стекол в зимний период;

  • рециркуляция воздуха позволяет с комфортом проехать загазованные участки пути;

  • возможность длительной эксплуатации системы, без риска для здоровья.

Недостатки климатической установки:

  • значительно повышается стоимость автомобиля;

  • обслуживание и ремонт желательно проводить на автосервисе;

  • увеличивается расход топлива;

  • датчики могут работать не точно, вследствие чего заданная температура, будет отличаться от фактической в салоне.

Системы КК постоянно совершенствуются, и они уже не являются чем-то недостижимым. Большинство современных автомобилей оснащены системой климат-контроля в базовой комплектации. А конкуренция на рынке производителей, позволяет снижать стоимость автомобиля с установленной климатической системой, сохраняя уровень комфорта.

logo