Интернет-журнал о ремонте и эксплуатации автомобилей

Круиз-контроль: всё что нужно знать

Круиз-контроль – это вспомогательная система автомобиля, задача которой поддержание определенной скорости движения. Его наличие полезно только при длительных поездках на длинных участках трассы, в городском режиме круиз-контроль бесполезен. О том, что существует такая система, знают практически все водители, но что такое круиз контроль в автомобиле, какова его роль и как его использовать многие знают только понаслышке.

Принцип работы круиз контроля

Система служит помощником во время движения, когда автомобиль выезжает на трассу, водителю достаточно установить определенный скоростной режим, а система круиз-контроль будет его поддерживать, независимо от степени сложности дорожных условий (спуск, подъем). При этом, водитель может и вовсе не нажимать на акселератор, в итоге – это позволит ему более удобно расположиться и в меньшей степени уставать во время длительных переездов.

Датчики контролируют скорость движения автомобиля, положение дроссельной заслонки и автоматически передают данные системе, которая отслеживает нажатие кнопок круиз-контроля, положение педалей управления и получает информацию о необходимой скорости. Пневматический привод управляет дроссельным клапаном посредством регулирования воздуха, поступающего в двигатель.

По принципу контроля скорости бывают системы с пропорциональным, производным и интегральным контролем. Если система работает хорошо и четко, она способна быстро разгонять машину до заданной скорости и независимо от загрузки транспортного средства либо уклона дороги поддерживать её на установленной скорости. В современных автомобилях круиз-контроль является частью общей безопасности, который эффективно работает в сочетании с модулями ABS и ESP. Система может устанавливаться на автомобили с любой трансмиссией (АКПП, МКПП) и разными типами двигателей.

Однако кроме своего основного назначения к функциям системы также относится экономия топлива. Поскольку в процессе движения невольно происходит изменение скорости, расход топлива неравномерен. По статистическим данным, расход топлива с включенной системой круиз-контроля на трассе уменьшается в среднем на 5-8%. Стабильная скорость также благоприятно отражается на износе деталей, уменьшая затраты автовладельцев приблизительно на 2 %.

Системы отлично справляются с рядом дополнительных задач: они сканируют пространство перед машиной во время движения, и заранее предупреждают водителя об опасной ситуации.

Типы круиз-контролей 

1) Пассивный круиз контроль. Известно два вида системы — пассивный и адаптивный. Первый тип — классическая система, применяемая на машинах с МКПП и АКПП уже много лет, и включается она достаточно просто посредством рычажков и кнопок на руле, поддерживая стабильную скорость движения. Состоит она из блока управления, привода дроссельной заслонки и нескольких датчиков.

Электронный блок фиксирует режим скорости и положение дроссельной заслонки. Если происходят даже незначительные изменения (спуск или подъем), датчики об этом сигнализируют и блок управления на привод дроссельной заслонки подает сигнал, который осуществляет все действия с дросселем для поддержания скоростного режима (закрывает, открывает).

Отключается пассивный круиз-контроль достаточно просто, нужно просто нажать на педаль тормоза, однако при желании настройки можно изменить, более подробная информация находится в мануале автомобиля.

2) Адаптивный круиз-контроль. Это новое модернизованное поколение круиз-контроля, система выполняет одновременно несколько функций. С помощью дополнительных электронных датчиков, камер и радаров она поддерживает постоянную скорость движения, а также регулирует ее. Для этого она в автоматическом режиме постоянно измеряет расстояние находящегося впереди препятствия или транспортного средства (на расстоянии до 200 м), а также удерживает безопасную ситуацию между автомобилями.

По принципу действия адаптивные системы разделяют на два основных типа: лазерные и радарные. Первые (можно понять по названию) используют для работы лазерный луч, а вторые — радиоволны. Лазерные системы относительно недорогие, но, несмотря на это они не нашли широкого применения, поскольку имеют существенные недостатки, в частности плохо работают в туман и пасмурную погоду.

Радарные же системы, в свою очередь, лишены подобных недостатков и преимущественно устанавливаются на автомобили бизнес и люкс класса. Существуют виды адаптивной системы, которые наделены функцией, при помощи которой они могут брать в расчет дорожную разметку и следить за тем, чтобы машина двигалась строго в выбранной полосе движения и ее не покидала.

Для тех, кто хочет на автомобиль установить круиз контроль следует отметить, что круиз-контроль – это система, неработающая в автоматическом режиме. Для функционирования водителю необходимо ее включать.

Как использовать систему круиз контроль

Прежде чем изучить вопрос об использовании данной системы, необходимо определиться с тем, где именно находится круиз-контроль. На большинстве авто, оборудованных различными функциями контроля движения, управление находятся на мультируле, в редких случаях оно ведется при помощи под рулевых переключателей.

Расположение круиз-контроля

Вопрос, как работает круиз-контроль, волнует многих владельцев автомобилей. Все достаточно просто, однако стоит понимать, что на каждой модели авто существуют некоторые нюансы, которые могут отличаться. Но в целом, алгоритм действий будет следующим:

  • следует разогнаться на авто до скорости, на которой планируется продолжить движение (необходимо учитывать что практически все системы круиз-контроля работают при минимальной скорости 40 км/ч);
  • систему нужно активировать, нажав на кнопку с надписью ON или изображением тахометра и стрелки (в результате чего на приборной доске высветится светящееся белым цветом аналогичное изображение);
  • путем нажатия рычажка или кнопки с надписью «SET»/– ввести систему в действие (на некоторых машинах название может просто «SET»);
  • после этого авто перейдет в необходимый режим, а на приборной панели появится значок и засветится зеленым цветом;
  • если необходимо изменить скорость следует воспользоваться кнопками со стандартным изображением «+» или «-».

В некоторых автомобилях заложены более гибкие возможности. Более подробную информацию о системе круиз-контроль, как его включить и пользоваться в дороге, можно получить в мануале вашей машины.

Как отключить круиз-контроль 

Как отключить систему круиз-контроль зависит только от его типа. Для некоторых систем в процессе езды достаточно нажать на педаль тормоза – это и будет сигналом к отключению и авто перейдет в стандартный режим ручного управления. Другие системы можно отключить нажатием педали газа. В иных, для отключения системы необходимо воспользоваться специальной кнопкой или рычажком. Подробное описание по отключению каждой системы можно также найти в мануале.

Круиз-контроль отключается автоматически лишь в тех случаях, если значение скорости ускорения авто превышает 1,5 м/с, а также если в машине с АКПП перевести рычаг в нейтральное положение.

Важно! В условиях плохой видимости, мокрой дороги, сильного дождя, оледенения, снега и прочих неудобствах пользоваться системой круиз-контроль категорически запрещено!

Неисправности круиз-контроля и их устранение

Круиз-контроль, как и другие системы автомобиля, может давать сбой, и существуют наиболее распространенные проблемы, некоторые из которых можно выявить и устранить без труда самостоятельно.

Признаки неисправностей:

1) Рывки (периодические замедления и ускорения) после задания скорости. Отклонения от установленной скорости.

Способ устранения: Проверить все сигналы ЭБУД. Отремонтировать датчик скорости авто, его цепи либо заменит компонент.

2) Система круиз-контроля во время нажатия на педаль тормоза не дезактивируется.

Способ устранения: Проверить все сигналы ЭБУД. Заменить выключатель педали тормоза или отремонтировать жгут.

3) При нажатии «SET/–» выключателя скорость не уменьшается.

Способ устранения: Проверить входные / выходные сигналы комбинации приборов. Проверить все сигналы ЭБУД. Отремонтировать жгут либо заменить выключатель «SET/–».

4) При нажатии «RES/+» скорость остается прежней – не увеличивается либо не восстанавливается.

Способ устранения: Проверить все сигналы ЭБУД. Проверить входные / выходные сигналы комбинации приборов. Отремонтировать жгут либо заменить выключатель «RES/+».

5) Систему круиз-контроля можно привести в действие на скорости менее 40 км/ч либо при этой скорости нет автоматической дезактивации системы.

Способ устранения: Отремонтировать датчик скорости автомобиля или его цепи, заменить компонент. Проверить входные / выходные сигналы комбинации приборов. Проверить все сигналы ЭБУД.

6) Контрольная лампа системы поддержания скорости не горит (на главном выключателе).

Способ устранения: Проверить выходные сигналы ЭБУД. Проверка входных сигналов приборов.

В настоящее время у автовладельцев есть возможность приобрести систему круиз-контроля отдельно. Можно установить круиз-контроль своими руками, нужно только не забыть прописать в ЭБУ его функционал.

Важно! Круиз-контроль не предусмотрен для использования в условиях городского скоростного режима. Его необходимо включать только на загородных трассах, где значительно меньше автомобилей либо они все двигаются приблизительно с одной скоростью.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:


Вас может заинтересовать:

Добавить комментарий