Интернет-журнал о ремонте и эксплуатации автомобилей

Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения

Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения Как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения

В ходе эксплуатации своего «железного друга» можно столкнуться с сотнями разнообразных проблем. Некоторые из них достаточно просто исправить даже без обращения в дорогостоящие сервисные центры. Распространенной неисправностью является воздушная пробка в системе охлаждения. Если вам нужна более подробная информация об этой проблеме, а также о признаках возникновения и методиках удаления пробки, то обязательно ознакомьтесь с представленными рекомендациями.

Признаки появления пробки

Многие водители могут даже не догадываться, что в системе охлаждения произошло завоздушивание. Понять это помогут следующие признаки воздушной пробки в системе охлаждения:

  • Поломка термостата. Если после включения мотора практически моментально активируется вентилятор, то это явный признак возможной поломки. Бывают ситуации, когда в патрубке скопился воздух. В связи с этим, клапан будет закрыт, соответственно, циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) будет выполняться по внутреннему кругу. Также показание стрелки температуры ОЖ в нуле при прогретом двигателе сигнализирует о наличии пробки или проблем с термостатом.
  • Утечка охлаждающей жидкости. Проверяйте регулярно днище автомобиля и пространство под ним. Следы тосола или антифриза на земле помогут локализовать место утечки. 
  • Регулярные перегревы двигателя. Циркуляция ОЖ нарушена, поэтому мотор будет работать на предельных температурах, о чем должен свидетельствовать показатель на приборной панели. Как правило, дополнительно наблюдается снижение мощности.
  • Посторонний шум в работе помпы.
  • Некорректная работа печки. Необязательно, что именно пробка стала этому причиной, но сначала стоит убедиться в отсутствии завоздушивания.

Если вы столкнулись с одним или несколькими описанными симптомами, проводите диагностику системы охлаждения. Владельцам новых иномарок лучше обратиться к официальным представителям для проверки системы.

Причины образования пробки

Причины образования пробки

Разобравшись с симптомами и определив наличие пробки, необходимо выяснить, что послужило ее образованию. Далее представлены моменты, которым стоит уделить особое внимание. Именно они в большинстве случаев приводят к завоздушиванию системы. В список распространенных причин входит:

  • Разгерметизация. Элементарная проблема – утечка и попадание воздуха внутрь. Здесь понадобится тщательный осмотр всех элементов: шлангов, патрубков, штуцеров, всевозможных трубок и аналогичных деталей. Рекомендуется поставить автомобиль на подъемник, а затем проводить осмотр с качественным освещением. Естественный износ, наезд на высокое препятствие или снижение давления могут привести к повреждениям. Обратите внимание, что удаление пробки в разгерметизированной системе приведет к повторному завоздушиванию.
  • Неправильно долита охлаждающая жидкость. Многие неопытные водители наливают антифриз/тосол слишком широкой струей. Из-за этого воздух не успевает выходить из горлышка, поэтому необходимо заливать ОЖ постепенно, оставляя пространство для удаления воздуха.
  • Проблемы с воздушным клапаном. Эта деталь отвечает за удаление из системы лишнего воздуха. Его поломка может привести к обратной работе, когда клапан начнет подсасывать воздух. Как правило, проще попросту заменить компонент на новый. Реже его ремонтируют.
  • Подсос из-за помпы. Износ фибры или сальника приведут к подсосу воздуха и образованию пробки. Рекомендуется проверить его сразу же после воздушного клапана.
  • Утечки ОЖ. Аналогична разгерметизации, так как через отверстия будет уходить антифриз, система будет наполняться пузырьками воздуха. Нужен тщательный осмотр на предмет трещин и порезов.
  • Выход из строя прокладки головки блока цилиндров. Если при работе мотора появляется белый дым из выхлопной трубы, то, возможно, охлаждающая жидкость попадает в цилиндры. Параллельно проверьте, нет ли бурления в расширительном бочке. Если все эти симптомы присутствуют, пора заменить прокладку ГБЦ.

Сначала решите проблему с описанными деталями, а после этого можно удалить воздушную пробку из системы охлаждения. Если с этими компонентами проблем не обнаружено, рекомендуем обратиться в специализированный техцентр. Автомеханики с помощью профессионального оборудования смогут провести более детальную диагностику систем транспортного средства.

Возможные последствия

Если была диагностирована пробка в системе охлаждения, не стоит откладывать ее удаление в долгий ящик. Нарушение циркуляции ОЖ приведет очень скоро к печальным последствиям. Эффективность охлаждения двигателя существенно падает. Работа на высоких температурах приводит к ускоренному износу компонентов агрегата. В крайнем случае, естественно, будет деформация и заклинивание. Уже не получится обойтись без капитального ремонта, а это удовольствие крайне дорогое.

Второе – это проблемы с печкой. Ее функционирование напрямую зависит от полноценной циркуляции охлаждающей жидкости. В летний период неработающая печка не создаст неудобств, но зимой это станет для водителя настоящим испытанием. Также работа машины с воздушной пробкой приведет к повышенному расходу топлива и поломки отдельных датчиков. Если вы действительно хотите сэкономить, займитесь ремонтом сейчас!

Методики удаления пробки

Методики удаления пробки из системы охлаждения

Далее будут представлены три способа того, как убрать воздушную пробку из системы охлаждения. Первая методика больше подходит для автомобилей АвтоВАЗ. Она включает следующие шаги:

  1. Необходимо обеспечить свободный доступ к бачку с ОЖ. Демонтируйте все защитные элементы, которые вам мешают. Водителям понадобится набор гаечных ключей и фонарик.
  2. Далее необходимо отсоединить один из двух патрубков, ответственных за нагревание дроссельного узла. Не имеет значения, отсоедините вы обратный или прямой патрубок.
  3. Демонтируйте крышку бака, а затем накройте горлышко тряпкой. Используйте низкоплотную ткань, например, чистую ветошь.
  4. Вам следует подуть во внутрь расширительного бака, чтобы создать избыточное давление. Необходимо дуть до тех пор, пока из патрубка не пойдет воздух.
  5. Как только начнет течь антифриз, закрепите патрубок с помощью хомута. Здесь лучше выполнять процедуру с помощником. Если не успеть зафиксировать хомут, то может образоваться новая воздушная пробка.
  6. Установите на место крышку и защитные элементы.

Заведите автомобиль и проедьтесь. Убедитесь, что найденные вами симптомы исчезли. Данная методика подходит для отечественных автомобилей по причине возможности отсоединения патрубка. Если это невозможно, используйте второй способ:

  1. Включите двигатель. Оставьте его в рабочем состоянии на 15 минут. Затушите авто.
  2. Аналогично предыдущей инструкции демонтируйте все защитные компоненты для обеспечения беспрепятственного доступа к бачку.
  3. Далее необходимо снять только один из патрубков бочка. ОЖ будет активно циркулировать, поэтому воздух должен без вашего вмешательства удалиться из системы.
  4. С появлением антифриза необходимо сразу же поставить патрубок на место.

У методики есть один недостаток – после прогрева температура патрубков может доходить до 90 градусов Цельсия. Чтобы не обжечься, рекомендуем проводить все действия в защитных перчатках. После можно включить печку и убедиться, что в салон действительно подает горячий воздух.

Третий способ более сложный, поэтому потребует наличия домкрата или места под наклоном:

  1. Поставьте автомобиль на домкрат так, чтобы передняя часть находилась выше по уровню задней. Главное правило – крышечка радиатора должна находиться выше других элементов системы. Можно использовать склон, если удастся найти подобный. Не забудьте поставить транспортное средство на ручник.
  2. Запустите мотор на холостых оборотах. Дайте ему поработать в течение 15 минут.
  3. Снимите крышечки с радиатора и расширительного бачка с ОЖ.
  4. Плавно давите на педаль газа, добавляя обороты, при этом доливайте в бак новую ОЖ. Появление пузырьков говорит о выходе воздушной пробки.
  5. Включите параллельно печку, при этом продолжайте доливать. Как только в салон пойдет теплый воздух, а пузырьков уже не будет, то завоздушивание удалено.

Делать все это самому будет трудно, поэтому позовите помощника. Важно также правильно доливать в систему ОЖ, чтобы не образовалась новая пробка. Рекомендуется лить состав, аналогичный уже используемому. Это три ключевых метода, как прочистить систему охлаждения от воздушной пробки.

Профилактические работы

Профилактические работы системы охлаждения

Лучшее решение проблемы – это избежать ее появления. Чтобы не устранять завоздушивание, рекомендуем делать все действия по его предотвращению. Во-первых, регулярно контролируйте уровень охлаждающей жидкости. Непременно доливайте ее по мере необходимости. Обратите внимание, что, если эта процедура выполняется слишком часто, возможна протечка или другая проблема. Проведите диагностику. 

Обязательно необходимо хотя бы изредка делать промывку всей системы. В ходе эксплуатации на стенках образовывается накипь и другие отложения. Они ухудшают циркуляцию состава и охлаждение мотора. Проводить чистку можно дистиллированной или окисленной водой, а также спецсредствами. Выбор зависит от автомобиля и уровня загрязненности.

О тонкостях выбора охлаждающей жидкости

Низкокачественный антифриз нередко становится источником проблем в системе охлаждения. Каждый продукт имеет свою точку замерзания. Разбавляя жидкость водой, вы понижаете данный параметр. Рекомендуется покупать только ту продукцию, которую рекомендует производитель автомобиля. Она создана с учетом всех особенностей охлаждающей системы конкретно вашей машины.

Если ценник кусается, то постарайтесь подобрать максимально близкий по качеству к оригинальному состав по приемлемой цене. Остерегайтесь подделок. При покупке обязательно проверьте следующие параметры:

  • оригинальная форма баклажки;
  • фирменный колпачок без следов вскрытия;
  • наличие этикетки с качественно напечатанной картинкой и характеристиками состава (температура замерзания и кипения);
  • наличие названия производителя и даты изготовления продукции.

Желательно поискать на этикетке один из стандартов (ГОСТ, SAE, ISO), по которому осуществлялось производство. Если подобной информации нет, воздержитесь от покупки.

Определить качество состава на вкус или цвет невозможно. Запах также не является показателем. Можно использовать полоски для определения уровня кислотности Ph. У качественного антифриза он должен быть в пределах 7,0-11,5. Используя лакмусовые бумажки, обязательно распечатайте эталон, с которым вы будете сравнивать. Для определения плотности можете использовать ареометр. Нормальным показателем плотности для ОЖ является значение от 1,043 до 1,115.

Частота замены антифриза зависит от класса. Для G11 (аналог отечественного тосола) этот период в среднем составляет 2 года. Более совершенные продукты G12 и G12+/++ меняют через 4-5 лет. Срок службы продукции под маркировкой G13 может доходить до 10 лет, однако многое зависит от условий эксплуатации и конкретного автомобиля.

Заключение

Как видно, воздушная пробка – это реальная проблема, которой следует заняться как можно быстрее. Если вы не хотите попасть на капитальный ремонт двигателя, то попробуйте лично одну из представленных методик или обращайтесь в автосервис. Удаление завоздушивания самостоятельно обойдется вам только затраченным временем. Никаких денежных вложений производить не придется, если не предполагается ремонт деталей, которые привели к пробке.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:


Вас может заинтересовать:

Добавить комментарий