Интернет-журнал о ремонте и эксплуатации автомобилей

Интеркулер: что это такое в автомобиле

Многие турбированные автомобили в своей конструкции содержат такую деталь, как интеркулер. Что это такое в автомобиле, как данная деталь работает и для чего она нужна, вы сможете узнать дальше. Чем больше водитель знает об обустройстве своего автомобиля, тем проще выполнять диагностику и ремонт, поэтому данная информация будет крайне полезной.

Что такое интеркулер и каково его устройство

Интеркулер – это промежуточный компонент в системе подачи воздуха в мотор, который выполняет только одну важную функцию – охлаждение. Деталь может быть установлена не только на бензиновых, но и дизельных моторах. Многие автолюбители интересуются, для чего нужен интеркулер. Он понижает температуру воздуха, делая его плотнее. Это положительным образом сказывается на качестве топливовоздушной смеси.

Многие замечали, что ночное время мотор работает лучше, а все потому, что воздух намного холоднее. При использовании турбонаддува воздух нагревается до температур 150-200 градусов Цельсия. Этот эффект неблагоприятно сказывается на работе двигателя в целом, поэтому для охлаждения используется интеркулер.

Визуально деталь напоминает обычный радиатор. В компоненте находится десятки патрубков и пластин, которые обеспечивают эффективный теплообмен. Чем длиннее патрубки, тем лучше интеркулер справляется со своей задачей. Для лучшего охлаждения воздуха к интеркулеру могут привариваться внешние пластины из меди или алюминия. Эти металлы имеют лучшие характеристики теплообмена.

В автомобиле интеркулер располагается между впускным коллектором и компрессором турбины. Найти этот компонент можно в передней части авто, немного ниже радиатора (фронтальный интеркулер) или над двигателем. Некоторые модели могут монтироваться в крылья. Принцип работы интеркулера аналогичен радиатору: воздух проходит через систему патрубков, а затем отдает тепло в окружающую среду. 

Типы интеркулеров

Типы интеркулеров

Несмотря на кажущуюся простоту этого компонента, промышленность выпускает продукцию двух типов:

  1. Воздушное охлаждение. Самый распространенный вариант, когда нагретый воздух отдает свое тепло окружающей среде по воздуху.
  2. Водяное охлаждение. Как понятно из названия, воздух охлаждается водой. Подобные модели характеризуются компактными размерами и достаточно высокой эффективностью работы. Есть ряд неудобств, в частности, необходимо разместить не только радиатор, но и насос с блоком управления.

Также при нагреве жидкости эффективность водяных моделей существенно понижается. Устройства с жидкостным охлаждением также существенно дороже. В среднем подобные модели стоят в 2-2,5 раза дороже воздушных. Самые дешевые модели установлены на автомобили отечественного производителя АвтоВАЗ. Их стоимость составляет до 10 тысяч рублей. На иномарки ценники существенно выше (от 50 тысяч рублей). Есть модели авто, где установлены такие аппараты стоимостью в несколько сотен тысяч.

Также существуют кастомные модели: на охлаждении со льдом или даже жидкостным охлаждением. Предназначены они не для типичных потребителей, при этом устанавливаются исключительно только на спортивные автомобили, выполненные по спецпроектам.

Эффективность применения

Вопрос эффективности интеркулера активно обсуждается автомобилистами. Этот параметр измеряется в градусах: насколько устройство смогло понизить температуру на выходе относительно поступающего в интеркулер воздуха. Как правило, при уменьшении температуры на 10 градусов Цельсия прирост к мощности составляет около 3%. Воздушные модели понижают температуру на 40-50 градусов, а это +12-15% прироста.

Интеркулеры на жидкостном охлаждении здесь наиболее эффективны, поскольку они выполняют падение на 70 градусов, что добавляет целых 21% к мощности. Также устройство обеспечивает незначительно падение давления. Показатель в 1-2 psi считается приемлемым для качественного интеркулера.

Минусы интеркулера

Несмотря на полезность этого компонента, он имеет ряд весомый недостатков:

  1. Понижение давления. Воздушный поток при проходе через многочисленные патрубки замедляется и теряет энергию.
  2. Масса. Даже самые простые модели воздушных радиаторов весят около 20 килограммов, не говоря о необходимости найти место для их размещения. Водяные интеркулеры еще массивнее, при этом требуют установки насоса и блока управления.
  3. Устройство на водяном охлаждении требует постоянного контроля охлаждающей жидкости.

Интеркулер – это еще одна важная система в автомобиле, за которой водителям придется следить, а в случае поломки, естественно, устранять неисправности.

Можно ли его убрать?

С технической точки зрения интеркулер без проблем можно демонтировать, однако ничего хорошего с этого не выйдет. Плюсы – вы облегчите свой автомобиль на несколько десятков килограммов и, возможно, освободите место в подкапотном пространстве. Минусов несколько. Первый – это потеря мощности. Второе – это воздействие высоких температур. Двигатель будет изнашиваться быстрее, что приведет к скорой необходимости ремонта. Удалять интеркулер с турбированных автомобилей настоятельно не рекомендуются.

Поставить новый интеркулер

Поставить новый интеркулер

Сделать тюнинг своего автомобиля можно заменой интеркулера. Чем больше модель содержит патрубков, тем эффективнее она справляется с охлаждением. Водители часто ставят на свой авто более дорогие и совершенные модели. Если вы загорелись такой идеей, то обязательно при покупке учитывайте ряд параметров:

  • Площадь теплообменника. Большая площадь всех трубок и пластин гарантирует эффективное охлаждение. Для каждого двигателя есть оптимальный показатель, который обеспечивает наибольший прирост КПД.
  • Внутреннее сечение. Потери давления должны быть минимальными, поэтому правильно подобранное сечение позволит воздуху практически без проблем проходить через систему.
  • Толщина теплообменника. Не гонитесь за толстыми стенками, так как они не всегда дают должный эффект, при этом утяжеляют машину.
  • Фронтальная площадь. Старайтесь выбирать интеркулеры с максимальной фронтальной площадью, но учитывайте размеры, чтобы аппарат поместился на посадочное место.
  • Форма труб. Опытные водители рекомендуют покупать интеркулеры, сегменты которых выполнены в виде конической формы, а изгибы имеют максимально возможный радиус.
  • Соединительные патрубки. Некачественные соединения приведут в потере давления, а в случае водяных моделей вы столкнетесь еще и с утечкой охлаждающей жидкости.

Теперь вы знаете, для чего нужен интеркулер на турбированном движке, каковы его преимущества и недостатки. Покупка нового интеркулера – это один из способов повышения мощности транспортного средства.

Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:


Добавить комментарий